Как игры-сказки делают детей счастливее?
Все мы хотим любить, быть любимыми и счастливыми! Нужно лишь дать себе право на счастье, разрешить себе встать на этот путь, начать действовать!
И первый шаг к счастью мы делаем в детстве, в дошкольном возрасте, когда формируются стойкие жизненные убеждения. Как? Через слова родителей, воспитателей, игры, мультики и сказки.
Дети очень любят сказки! Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Сказки учат ребенка преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. И поэтому сказка – самый подходящий способ чему-либо научить ребенка.
Ребенок воспринимает все происходящее в сказке как реальность. Этого требует его внутренний мир. Перевоплощаясь в сказочных героев, в принцев и принцесс, в колдунов и фей, в птиц и животных, дети с гораздо большим энтузиазмом и удовольствием выполняют задания, чем, будучи просто Петей или Таней.
Предлагаемый нами цикл занятий по программе «Сказки на подушке» решает множество задач. На «сказочных» занятиях дети, во-первых, учатся осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания, а во-вторых, постепенно овладевают «телесным осознанием». Телесное осознание — это внимание, направленное на внутренние ощущения, идущие от мышц, кожи и внутренних органов. Для чего необходимо телесное осознание? В процессе своего роста и обучения современные дети получают огромное количество информации, которую неустанно перерабатывает мозг. Активная умственная деятельность, сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Напряжение — это часть жизни. Жизнь ритмична: восход — заход, прилив — отлив, напряжение — расслабление. Но так уж случилось, что современная жизнь полна перегрузками, и поэтому напряжение мы испытываем значительно чаще, чем расслабление. При умственном переутомлении или в моменты гнева, недовольства, страха, обиды наши мышцы непроизвольно сокращаются.
Достаточно вспомнить выражения «от обиды стиснул зубы», «застыл от страха как вкопаный», «сжал кулаки от гнева». Понятно, что эти выражения отражают крайние эмоциональные состояния. Но при переживании даже небольшой обиды, легкого недовольства или слабого страха мышцы тела сами собой напрягаются, независимо от нашей воли. Увидеть и осознать этот процесс — значит приблизиться к способности управлять своим телом. Вероятно, каждый родитель встречался с ситуацией, когда ребенок совершал не слишком хороший, с точки зрения взрослого, поступок (дрался, грубил, обманывал, проявлял непослушание и т. д.)
Давайте вспомним, что очень часто на наш вопрос «Почему ты это сделал?» ребенок отвечает: «Не знаю, я не хотел». Он действительно не знает и действительно не хотел. Человек —дитя природы, а природа всегда стремится к совершенству. И организм любого ребенка, даже самого агрессивного, «озабочен» тем, чтобы при любых условиях сохранять внутреннее равновесие. Маленький человек и не собирался кому-то делать плохо, но это сделало его тело. Организм таким образом сбросил излишки напряжения и на какое-то время восстановил исчезнувшее равновесие.
Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела, принятие себя таким, какой ты есть.
Педагогическая работа похожа на работу садовода. И от нашей заботы, любви и внимания во многом зависит красота души каждого ребенка.
«Детство как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография человеческой души, человеческого сердца — это прорастание семян, развитие их в крепкие, большие, во всяком случае, растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые — хлебными колосьями, некоторые — злым чертополохом» (Владимир Солоухин).
Игры-сказки мы проводим по субботам. Длительность - 1 час. Формируя группы, мы учитываем возраст детей и их психические возможности. В этом цикле нет определенного начала и конца. Занятия можно посещать в любой последовательности. Приходите! Приводите своих детей! Сделайте их счастливее!