Как дошкольники получают реальный навык самоконтроля?
Когда среднего 4-летнего ребенка просят стоять неподвижно так долго, как это возможно, результат обычно составляет немного менее одной минуты. Но если его просят изобразить стражника перед замком, он способен удерживать неподвижную позу в 4 раза дольше. Причина проста: дети любят играть и с энтузиазмом принимают участие в перевоплощениях и розыгрышах. Они выбирают игры, отражающие их собственные интересы, и вкладывают в них свою мотивацию для достижения успеха. Это укрепляет самоконтроль ребенка – способность, которая важнее всего при подготовке к школе. А самое важное – игра имеет правила, к которым дети относятся серьезно. Например, для того чтобы играть в школу, надо вести себя как учитель и подавлять желание вести себя как прыгающий зайчик. Следование правилам игры дает детям первоначальный опыт в управлении своим поведением для достижения желаемой цели. Но вот вопрос: где детям играть в такие игры? Для современных детей это проблема!
В образовательном тренинг-центре «Школа обаяния» на курсе «Счастливчик» наши детские психологи постоянно проводят тренинги развития личности для дошкольников в форме игры-сказки. Используя силу игры и образные подсказки (например, в игре, где один участник должен говорить, а другой – слушать его, говорящий ребенок держит картонное изображение рта, а слушающий – картонное ухо), мы помогаем детям контролировать свое поведение, планировать свои действия, а не просто следовать правилам для получения итоговых медалей.
Всё, выполняемое детьми, все их слова, движения, даже импровизации являются в игре-сказке успешными, удачными, наилучшими и прекрасными. И неважно, как это выглядит со стороны. Важно, чтобы дети в игре чувствовали себя свободными, раскрепощенными, чтобы поверили в себя и в свои силы.
Мы также учим родителей пользоваться подобными методами и помогать своим 3–4-летним детям управлять собой с помощью игр и получать реальные жизненные навыки.
Давайте вспомним, что очень часто на наш вопрос «Почему ты это сделал?» ребенок отвечает: «Не знаю, я не хотел». Он действительно не знает и действительно не хотел. Человек —дитя природы, а природа всегда стремится к совершенству. И организм любого ребенка, даже самого агрессивного, «озабочен» тем, чтобы при любых условиях сохранять внутреннее равновесие. Маленький человек и не собирался кому-то делать плохо, но это сделало его тело. Организм таким образом сбросил излишки напряжения и на какое-то время восстановил исчезнувшее равновесие.
Наш многолетний опыт доказал, что наша авторская развивающая программа « Счастливчик» полностью оправдывает своё название! Все наши выпускники хорошо учатся в школе, становятся лидерами в классе, обладают сильным внутренним стержнем.